Программа по предотвращению и профилактике асоциального поведения

Дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко

Цели программы:
Формирование личностных нравственных качеств детей.
Организация досуга «трудных» детей. Сохранение семейных ценностей по формированию
здорового образа жизни.
Задачи программы:
Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений у
детей, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и
гармоничности семейных отношений в целом.
Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений,
дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде
здорового образа жизни.
Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, с семьей в целях
восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся
отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
Актуальность программы:
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная
дифференциация, которая происходит в среде, оказали и продолжают оказывать
негативное влияние на подрастающее поколение.
В
России
вновь
встречается
беспризорность,
правовая
незащищенность
несовершеннолетних. Дети вынужденно адаптируется к подобным условиям, и в
результате вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление
наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать,
бродяжничество.
Среди детей усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к
взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и
правонарушений. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к
организации профилактической работы с социально дезадаптированными детьми.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социальнопрофилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного,
дошкольного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую

коррекцию личности «трудного» ребенка, также мер по восстановлению его социального
статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить педагогов,
социального педагога, психолога, родителей работников правоохранительных органов.
Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних занимает дополнительное образование.
В нашем ДОУ 410 воспитанников. Из них 8 опекаемых (родители лишены родительских
прав). Главной причиной неблагополучия семей является бытовое пьянство родителей,
которое тянет за собой длинную цепочку асоциальных явлений.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» детьми
должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество
с родителями и с другими профилактическими организациями позволяют совместно
выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы,
поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Анализ ситуации:
Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;
Высокий уровень подавления и насилия в воспитании;
Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей;
Гиперопека различных степеней;
Гипоопека, которая может перейти в безнадзорность;
Постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма
скромные успехи;
Ситуация, которая способствует созданию «золушек» в семье.
Программа рассчитана для работы с детьми, с отклоняющимся поведением, с 3-х до 7 лет.
Программа по работе с воспитанниками рассчитана на 1 год, в течение 2021-2022
учебного года. В случае положительного успеха предусматривается его расширение.
Ожидаемые результаты:
Уменьшение факторов риска, приводящих
злоупотреблению вредными привычками.

к

безнадзорности,

правонарушениям,

Формирование у детей нравственных качеств, представлений об общечеловеческих
ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во
взаимоотношениях с детьми.
Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей в свободное время.
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – организационный (сентябрь)
согласование планов.

– непосредственное планирование,

Второй этап – диагностический (сентябрь-октябрь) – изучение потребностей и запросов
«трудных» детей.
Третий этап – деятельностный (ноябрь-май) – координация действий, осуществление
запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Четвертый этап – итоговый (май) – анализ и подведение итогов работы, планирование на
следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Степень реализации программы:
В начале сентября разработан рабочий план для реализации программы. Затем, в течение
сентября и октября проводится диагностическая работа. Путем тестирований и
анкетирования должны быть выявлены отклонения в поведении детей, также установлен
тип семейного воспитания, установки родителей по отношению к своим детям и к
вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного проводится информационнопросветительская работа, как с родителями, так и с детьми параллельно. Эта работа
проводится и в ДОУ, и при посещении на дому. Ведется комплексная коррекционная
работа: беседы (8 бесед с участием родителей), диспут (с участием детей), деловая игра (с
участием детей), спортивные игры с участием детей и их родителей, а также тренинги.
Проект только реализуется, мы стараемся воплотить в жизнь поставленные перед нами
задачи, набираемся опыта в ходе ежедневной кропотливой работы. Мы ведем активную
работу по пропаганде здорового образа жизни. В сентябре-ноябре проводился День
здоровья, Осенняя ярмарка, День Матери, где участвовали дети и родители.
Для реализации программы выбраны следующие направления:
Работа с детьми
Работа с семьей (родителями)
Работа с педагогами
Организация досуга детей
Работа с семьей (родителями):
Путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим
социальным институтом в формировании личности.
Но отношения родителей к ДОУ не всегда положительные. Эти противоречия становятся
причиной повышенной тревожности дошкольников. Поэтому необходимо создание
условий для успешной адаптации ребенка в семье, в ДОУ и в обществе через усиление
центрального защитного фактора – сплочение семьи.
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование
улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, и
формирование здорового образа жизни.
Задачи:
1. Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей.
2. Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми.
3. Разработка основных правил семейного воспитания.

4. Создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному
учреждению, своему ребенку.
5. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
6. Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Работа с родителями предусмотрена в следующих формах:
Просветительская работа (выпуск информационных листов, беседы, дискуссии, ролевые
игры, лектории для родителей).
Психокоррекционная работа – семейная консультация (оказание помощи семье в
конфликтных ситуациях: уходы ребенка из дома, агрессивное поведение,
неуправляемость, общение с незнакомыми и сомнительными личностями и т.д.).
Психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (психолога, инспектора
ПДН и т.д.) на встречи с родителями.
Принцип реализации работы с семьей:
Анкетирование родителей (на начальном этапе, для оценки положения в семье, для
подведения итогов);
Опрос родителей и детей;
Праздники;
Творческие семейные выставки;
Фольклорные игровые программы.
Основные направления для работы с семьей:
Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей малой родины,
сбор материалов об обрядах и обычаях своей семьи, традиционные фольклорные игровые
мероприятия для родителей и детей («Рождественские посиделки», «Масленица» и др.),
семейные праздники («Наши семейные традиции», «Встречаем весну»).
Формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных
выставок, выполнение праздничных семейных творческих заданий.
Семейный досуг, творчество детей и взрослых предполагает провести совместные
праздники для детей и родителей, посещение концертов, совместные просмотры и
обсуждение кинофильмов и т.д.
Просветительская деятельность говорит о необходимости работы родительского лектория,
об индивидуальных и групповых консультациях психологов для родителей, о выпуске
информационных листов, рекомендаций.
Темы просветительских работ с семьей (с родителями):
«Психологические особенности детей дошкольного возраста»;
«Способы конструктивного взаимодействия с воспитанниками»;
«Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье»;

«Как преодолеть трудности в воспитании ребенка»;
«Что надо знать родителям о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»;
Работа с педагогами:
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек;
- дать базовые психологические понятия и знания о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и
злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
Темы лекций при работе с педагогами:
Проблема зависимости от наркотиков.
Особенности детей дошкольного возраста.
Семья, как единый организм.
Роль неправильного семейного воспитания в возникновении отклоняющегося поведения у
подростков.
Круглый стол (обсуждение результатов профилактических мероприятий).
Работа с воспитанниками:
Цель: формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих
стратегий и личностных ресурсов у детей.
Задачи:
1. Профилактика вредных привычек (ПАВ, табакокурение, употребление алкоголя,
наркотиков)
2. Профилактика правонарушений и преступлений.
3. Психокоррекция.
4. Профориентация.
5. Пропаганда здорового образа жизни.
6.Воспитание толерантности.
В работе с детьми необходимо применить различные методы:
Метод переубеждения (детям предоставляются
вовлекаются в критический анализ своих поступков)

убедительные

аргументы,

Метод переключения (детей занять трудом, спортом, и т.д.)
При работе с этими методами предусматриваются следующие формы работы :
Групповая работа;

дети

Тренинг поведения;
Личностный тренинг;
Мозговые штурмы;
Беседы, встречи;
Ролевые игры;
Просмотр и обсуждение мультфильмов;
Индивидуальные консультации;
Тесты;
Конкурсы;
Праздники
Организация досуга детей:
Цель: адаптация детей к современным условиям, их правовая социализация через
культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу.
Задачи:
1. Создание ситуации успеха для детей асоциального поведения.
2. Сформировать личную и социальную компетентность детей, то есть развить у них
позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу.
3. Укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство
ответственности.
Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних является важнейшим
аспектом предупреждения преступности в обществе. Важную роль в этом вопросе играет
ОО, так как она была и остается центром воспитательной работы.
Но ребенок в детском саду занят лишь часть дня. Поэтому сегодня как никогда актуальна
организация досуга детей, в которой большую ответственность несут, кроме педагогов, и
другие лица.
Организация досуга должна проходить в следующих направлениях:
Изучение интересов и потребностей детей с отклоняющимся поведением;
Расширение видов
потребностей детей;

творческой

деятельности

для

Методическое сопровождение мероприятий досуга;
Организация социально-значимой деятельности детей;
Разработка нравственно-правовых мероприятий.
Тематические мероприятия для организации досуга детей:
Акции

удовлетворения

интересов

и

Игра для несовершеннолетних детей «Школа безопасности»
КВНы
Дни здоровья
Комплексные спортивные мероприятия

Оценка результатов
Оценка результатов проводится комиссионно в течение года два раза членами Совета
профилактики правонарушений, куда входят:
Председатель Совета профилактики: Налетова Н.И. - заведующий МБДОУ;
Зам. Председателя Совета профилактики:
Лаптева Н.В. - старший воспитатель;
Бурлакова А.Н.- старший воспитатель;
Члены Совета: Алексеева Е.А.-педагог-психолог;
Христосенко Н.В., Черных В.В – члены род.комитета

Ушакова

Е.А.-учитель-логопед;

.
В конце мая комиссия подводит итоги реализации программы и принимает новый план
работы.
Эффективность деятельности выносится на основе собранных отзывов, после проведения
каждого мероприятия, а также результатами анкет до и после проведенных мероприятий.
Критерии оценки:
Снижение количества детей и родителей асоциального поведения
Снижение количества неблагополучных семей
Формирование у детей и родителей представлений об общечеловеческих ценностях.
Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.

План на учебный 2021-2022 учебный год
№
п
/
п
1

2
3
4
5

6
7

8

9
10
11
12
13

14

15
16
17

18

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные за
выполнение

Диагностические мероприятия:
анкетирование, тестирование, опрос.

Сентябрь

Педагог-психолог

Диагностика познавательной потребности:
Социометрия
Консультации: «ЗОЖ – что это значит?»; «Мы
за толерантность»
Тренинги: «Умеем ли мы общаться?»
«Что стоит за плохим поведением ребенка»
Игры: Интеллектуально-познавательная игра
«Я и мой мир», Ролевая игра «Хочу спросить»,
Интерактивная игра «Я – дома, я – в детском
саду, я – среди друзей»,
Игра «Школа безопасности»
Круглый стол: «О правах, играя»

В течение года

Педагог-психолог.
Воспитатель
Педагоги

Игры с использованием метафорических
ассоциативных карт с детьми старшего
дошкольного возраста.
Дискуссии:
«Ответственность
и
безответственность. Что прячется за этими
словами?», «Прекрасное и безобразное в
нашей жизни»
Беседа: «Вверх по лестнице жизни»
Акция: «Нет вредным привычкам!»
Интеллектуально-правовой
конкурс:
«Взрослые и дети»
Физкультурный досуг «Осенний марафон»

В течении года

Старший
воспитатель,
Инспектор ПДН
Педагоги

В течение года

Педагоги

Декабрь
Апрель
Январь

Педагог-психолог
Старший воспитатель
Педагоги

Ноябрь

Выпуск информационных листовок по темам:
«Стили родительского общения», «Конфликты
отцов и детей», «Советы мамам»
Консультации для родителей:
«Уют и комфорт в вашем доме», «Учим ли мы
наших детей любить?», «Нравственные
законы жизни», «Взаимодействие людей друг
с другом»
Фольклорные
игровые
мероприятия:
«Рождественские посиделки», «Масленица»
Семейные праздники: «День матери», «Наши
семейные традиции», «Встреча весны»
Конкурсы: «Моя семья», «Загляните в
семейный альбом»

В течение года

Старший
воспитатель,
Педагоги, мед.работник
Педагоги

В течение года

Педагоги

Январь-Март

Муз.Рук, Педагоги

В течение года

Муз.Рук, Педагоги

Февраль
Март

Педагоги

Творческие семейные выставки, фотовыставки
«Щедрой
осени
дары»,
«Новогодний
серпантин», «Мой папа –лучше всех», «Мама
милая моя»

В течении года

Старший
педагоги

В течение года
В течение года
В течение года

Сентябрь

Педагог-психолог.
Воспитатель
Педагог-психолог.
Воспитатель

воспитатель,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».