Программа по работе с муз.-одаренными детьми

РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНО-ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого
потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие предрасположенность и
способности к музыкальной и деятельности имеют ярко выраженный эмоциональный отклик, высокую степень
заинтересованности, активности и качество выполнения музыкальных видов деятельности и испытывают потребность в
реализации своего творческого потенциала в дополнительных занятиях.
Руководствуясь данной темой «Развитие одарённых детей», разработала программу для детей 6-7 лет, имеющих
высокие показатели по результатам диагностики музыкального развития детей.
Цель:
Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства у
старших дошкольников.
Задачи:
1. Развивать у детей музыкальную память, вокальную артикуляцию, расширять диапазон голоса, учить петь с
музыкальным сопровождением и acappella.
2. Способствовать развитию исполнительского потенциала: помочь детям научиться красиво и артистично держаться
и двигаться на сцене, эмоционально и выразительно исполнять песенный разно жанровый репертуар.
3. Формировать вокально-хоровые навыки, навыки совместной деятельности в коллективе, ответственность за
коллективное творчество.
4. Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение
собственной значимости в коллективе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию
своих возможностей и развитию целеустремлённости.
Программа кружка «Калейдоскоп» реализуется в течение одного года, включает 36 занятий. Основная форма
работы с детьми – фронтальные и индивидуальные занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся один раз в
неделю. Оптимальное количество детей 10 человек.
Программа включает следующие разделы: восприятие музыки; развитие музыкального слуха и голоса; песенное
творчество; певческая установка; певческие навыки.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления:

1.
2.

Вокальную работу (постановку певческого голоса).
Организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства, в которую входит:
пение хором в унисон; хоровыми группами (дуэт, трио и т. д);тембровыми подгруппами; при включении в хор
солистов; пение под фонограмму; пение по нотам.

Этапы работы с детьми по формированию вокальных навыков:
1. Выявление особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии.
2. Определение ребенка в ту или иную тембровую подгруппу в соответствии с природным типом голоса
Условия, необходимые для формирования вокальных навыков:
-Новизна - музыкального репертуара, подобранного с учетом возможностей и предпочтений детей; он должен быть
сложнее, разнообразным и вариативным;
-Игровой характер музыкальных занятий и упражнений, практическое погружение детей в исполнительскую
деятельность;
-Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
-Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста;
-Звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями
музыкального материала);
-Активная концертная деятельность детей.
Методические приемы:
1. Разучивание песен в три этапа: знакомство с песней в целом (трудный текст песни прочитывается как
стихотворение, пение без сопровождения);-работа над вокальными и хоровыми навыками (звукообразование, дыхание,
дикция, чистое интонирование); -проверка знания у детей об усвоении песни (оценка педагогом и детьми).
2. Работа над произведением: исполнение песни с полузакрытым ртом; применение слогового пения («ля», «бом» и
др.); четкое проговаривание согласных в конце слова; произношение слова шепотом в ритме песни;выделение,
подчеркивание отдельной фразы, слова; настрой перед началом пения (тянуть один первый звук);задержка на отдельном
звуке и прислушивание, как он звучит; акцентирование внимания на высоте звука, направление мелодии; использование
элементов дирижирования; пение без сопровождения; использование зрительной наглядности.
3. Работа по звуковедению: выразительный показ (a cappella); образные упражнения; вопросы;оценка качества
исполнение песни

Критериии показатели эффективности работы с одаренными детьми
 Вокальные умения: исполняет репертуар с музыкальным сопровождением; исполняет acappella.
 Исполнительское мастерство: артистично и непринуждённо держится на сцене; выразительно исполняет
репертуар.
 Вокально-хоровые навыки: владеет навыками
звукообразования, дыхания; соблюдает культуру хорового
пения; поёт в дуэте, трио.
 Импровизация в пении: проявляет самостоятельность, импровизирует в пении.
Результативность:
 Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
 Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; могут петь без музыкального сопровождения,
без помощи руководителя.
 Умеют правильно передавать мелодию в пределах до-ре 2 октавы, чисто интонируют; различают звуки по
высоте, слышат движение мелодии, постепенное и скачкообразное; соблюдают певческую установку.
 Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок; контролируют слухом качество пения.
 Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят
окончания слов.
 Проявляют активность и творческие способности песенном творчестве;
 Поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.
Итогом моей работы является:
 Участие детей в концертных программах и досуговых мероприятиях, посвященных календарным праздникам и
знаменательным событиям на уровне ДОУ и города, района.
Участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях:
Проведение для родителей дней открытых дверей, праздничных концертов и мероприятий ко «Дню матери»,«8
Марта» и др.
Дети по окончании детского сада продолжают заниматься в вокальных студиях города.
Работая с одаренными детьми, пришли к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную
почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться внимательный наставник, который бы способствовал
развитию таланта, научил бы ребенка трудиться.

Календарно-тематическое планирование
Октябрь
Содержание работы
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика по системе В.
Емельянова.
3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки. Чистоговорки.
5. Упражнения для распевания.
6. Песни.

Задачи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном
интонировании трезвучий,
удерживать интонации на
повторяющихся звуках.
Выравнивание гласных и
согласных звуков. Следить за
правильной певческой
артикуляцией.
Учить детей чётко
проговаривать текст, включая
в работу артикуляционный
аппарат; Проговаривать с
разной интонацией
(удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом
(с ускорением и замедлением,
не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ

Музыкальный репертуар
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
«Паровоз» - Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У»
(протяжно, на цепном
дыхании, повышая и
понижая голос)
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
1.
2.
3.
4.

«Говорил попугай
попугаю».
«Тигры».
«Вёз корабль карамель».
«Кит-рыба».

1. «Котенок и бабочка»
2. «Птичка и Лиса»
3. «Машенька и Медведь»
А.Евтодьевой
«Гномики» муз. и сл.
К.Костина,

и показывать действия). Петь р.н.п.
на одном звуке. (Далее задачи младешенька»
те же).
Упражнять детей в чистом
интонировании поступенного
и скачкообразного движения
мелодии вверх и вниз.
Учить детей петь
естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом
пения;
Учить детей исполнять песни
лёгким звуком в подвижном
темпе и напевно в умеренном;
Петь естественным звуком,
выразительно, выполнять
логические ударения в
музыкальных фразах,
отчётливо пропевать гласные и
согласные в словах.
Учить детей исполнять песни а
капелла.

«Ходила

Количество занятий – 8
Ноябрь
Содержание работы
1. Игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В.
Емельянова.

Задачи
Психологическая настройка на
занятие.
Подготовка голосового

Музыкальный репертуар
Упражнения:
1. «В гости».

3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки. Чистоговорки.
5 Упражнения для распевания.
6. Пение.

аппарата к дыхательным,
звуковым играм, пению.
Способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном
интонировании трезвучий,
удерживать интонации на
повторяющихся звуках.
Выравнивание гласных и
согласных звуков. Формировать
звучание голоса ближе к
фальцетному. Следить за
правильной певческой
артикуляцией.
Учить детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный
аппарат; Проговаривать с
разной интонацией (удивление,
повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не
повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и показывать
действия). Петь на одном звуке.
(Далее задачи те же).
Расширять диапазон детского
голоса. Учить точно попадать
на первый звук. Слышать и
передавать постепенное и

2. Здравствуйте».
М. Картушина.
Упражнения:
1.
2.

«Обезьянки».
«Весёлый язычок».

Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

Няня мылом мыла
Милу…»
«Сорок сорок ели
сырок…»
Знакомый материал.
«Фокус-покус».
«Чудо-лесенка».
«Храбрый портняжка»
А.Евтодьевой

«Сонная песенка» русский
текст О. Петерсон, муз. Р.
Паулса,
«Пестрый
колпачок»
Г.Струве.

скачкообразное движение
мелодии. Самостоятельно
попадать в тонику.
1. Продолжать учить детей петь
естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
2. Петь выразительно,
передавая динамику не только
куплета к куплету, но и по
музыкальным фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать ритмический
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии с текстом песен;
4. Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко, с
музыкальным сопровождением
и без него.
Количество занятий - 8
Декабрь
Содержание работы
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика по системе В.
Емельянова.
3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки, стихи.

Задачи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос,

Музыкальный репертуар
1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2.«Здравствуйте»
Картушина.
«Лошадка» -

5 Упражнения для распевания.
6. Пение.

способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к
работе над развитием голоса.
Учить детей «рисовать»
голосом, изображать звуковой
кластер;
Учить детей соотносить своё
пение с показом рук, добиваясь
при этом осмысленного,
эстетичного, выразительного и
разнообразного музыкального
действия. Использовать
карточки для работы руками по
извлечению звука.
Учить детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный
аппарат; Развивать образное
мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость.
Учить детей использовать
различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно,
ласково, удивлённо и.т.д.
Закреплять у детей умение
чисто интонировать при
поступенном движении
мелодии, удерживать
интонацию на одном

прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У»
(протяжно, на цепном
дыхании, повышая и
понижая голос).
Пропевание гласных « А-ОУ-И-Э» в разной
последовательности
«По волнам», «Качели»,
«По кочкам».
Проговаривание
текста
песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
«Храбрый портняжка»,
«Золушка
и
сестры»
А.Евтодьевой,
«Гроза»
Знакомый репертуар.
«Белые снежинки» сл. И.
Шефрана, муз. Г. Гладкова
«Зимняя сказка» сл. А.
Усачева, муз. А. Пинегина

повторяющемся звуке; точно
интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче
ритмического рисунка мелодии
хлопками во время пения.
Побуждать детей к активной
вокальной деятельности.
Учить детей петь в унисон, а
капелла.
Отрабатывать перенос
согласных, тянуть звук как
ниточку.
Способствовать развитию у
детей выразительного пения,
без напряжения, плавно,
напевно.
Развивать у детей умение петь
под фонограмму.
Формировать сценическую
культуру (культуру речи и
движения).
Количество занятий – 8
Январь
Содержание работы

Задачи

1.Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика по системе В.
Емельянова.
3.Интонационно-фонопедические упражнения.
4. Скороговорки.

Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
Подготовить речевой аппарат к

Музыкальный
репертуар
«Приветствие»
Модель
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.

И.

Стихи.
5. Упражнения для распевания.
6. Пение

дыхательным и звуковым
играм. Развивать дикцию и
артикуляцию.
Учит детей ощущать и
передавать интонацию в пении
упражнений. Учить детей
«рисовать» голосом, пропевать
ультразвук. Учить детей
соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при
этом осмысленного,
эстетичного, выразительного и
разнообразного музыкального
действия. Использовать
карточки для работы руками по
извлечению звука.
Учить детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный
аппарат. Формировать слуховое
восприятие. Учить детей
использовать различные
эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково,
удивлённо
Продолжать работу над
развитием голоса детей.
Петь плавно, добиваясь чистоты
звучания каждого интервала
1. Продолжать учить детей
петь естественным голосом, без

Работа
с
губами:
(покусать
зубами
верхнюю и нижнюю
губу).
Упр.
«Я
обиделся»,
«Я радуюсь».
«Крик ослика» (Й –
а...)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит
ворона»
(Кар).
«Скулит щенок» (И-ии)
«Пищит
больной
котёнок»
(Мяу
жалобно).
Чтение текста песен.
Знакомый репертуар.
1. «Волк и красная
шапочка»
2. «По щучьему
веленью»
А.Евтодьевой
Повторение знакомых
песен

напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
2. Совершенствовать умение
вовремя начинать пение после
музыкального вступления,
точно попадая на первый звук;
4. Чисто интонировать в
заданном диапазоне;
5. Закреплять навыки хорового
и индивидуального пения с
музыкальным сопровождением
и без него.
6. Совершенствовать
исполнительское мастерство.
7. Учить детей работать с
микрофоном.
Количество занятий – 6
Февраль
Содержание работы
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика по системе В.
Емельянова.
3.Интонационно-фонопедические упражнения.
4.Скороговорки. Чистоговорки.
5. Упражнения для распевания.
6. Песни.

Задачи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Учить детей выполнять голосом

Музыкальный репертуар
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
Паровоз» - Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У»
(протяжно,
на
цепном
дыхании,
повышая
и

глиссандо снизу вверх и сверху
вниз с показом движения рукой.
Исполнять в среднем и низком
регистрах.
Учить детей долго тянуть звук –
У - меняя при этом силу
звучания. Развивать
ритмический слух.
Учить детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный
аппарат; Проговаривать с
разной интонацией (удивление,
повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не
повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и показывать
действия).
Упражнять детей во взятии
глубокого дыхания. Развивать
артикуляцию, прикрытый звук.
1. Уточнить умение детей
вовремя вступать после
музыкального вступления,
точно попадая на первый звук;
2.Чисто интонировать в
заданном диапазоне.
3.Совершенствовать умение
детей петь с динамическими
оттенками, не форсируя звук

понижая голос)
«Самолёты»,
«Самолёт
летит» М. Картушиной.
«Мороз» (по методу
Емельянова)
«Вёз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шёл»
«Думал – думал»
1.
«Три
медведя»
А.Евтодьевой
Знакомые распевки.
1. «Песенка о капитане»
Дунаевский
2. «Любимый папа» сл. Ю.
Энтина
муз. Д. Тухманова

при усилении звучания.
4. Развивать вокальный слух,
исполнительское мастерство,
навыки эмоциональной
выразительности.
5. Учить детей работать с
микрофоном.
Количество занятий – 8
Март
Содержание работы
1. Игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика по системе В.
Емельянова.
3.Интонационно-фонопедические упражнения.
4.Чистоговорки.
5. Упражнения для распевания.
6. Пение.

Задачи
Психологическая настройка на
занятие.
Подготовка голосового
аппарата к дыхательным,
звуковым играм, пению.
Способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Формировать звучание голоса в
разных регистрах, показывая
высоту звука рукой Следить за
правильной певческой
артикуляцией.
Учить детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный
аппарат; Проговаривать с
разной интонацией (удивление,
повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с

Музыкальный репертуар
Упражнение: «В гости».
«Здравствуйте».
Картушина.
Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».
Знакомый репертуар.
«Лягушка и кукушка»
«Няня мылом мыла
Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.
1.
«Теремок»
Л.Олифировой
2. «Вот такая чепуха»
И.Рыбкиной
«Мамочка моя»

ускорением и замедлением, не
«Мамина
песенка»
повышая голоса), интонацией
Пляцковский
(обыгрывать образ и показывать
действия). Петь на одном звуке.
Расширять диапазон детского
голоса. Учить детей точно
попадать на первый звук.
Самостоятельно попадать в
тонику. Развивать «цепное»
дыхание, уметь интонировать
на одном звуке.
Учить связывать звуки в
«легато».
Побуждать детей к активной
вокальной деятельности.
Закреплять умение петь в
унисон, а капелла, пропевать
звуки, используя движения рук.
Отрабатывать перенос
согласных, тянуть звук как
ниточку.
Способствовать развитию у
детей выразительного пения,
без напряжения, плавно,
напевно.
Продолжать развивать умение у
детей петь под фонограмму и с
микрофоном.
Формировать сценическую
культуру (культуру речи и
движения).

М.

Количество занятий -8
Май
Содержание работы
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика по системе В.
Емельянова.
3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки, стихи.
5. Упражнения для распевания.
6. Пение.

Задачи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
Закреплять работу по развитию
певческого голоса, способствовать
правильному звукообразованию,
охране и укреплению здоровья
детей. Подготовить речевой
аппарат к работе над развитием
голоса.
Закреплять умение выстраивать
голосом звуковую линию;
Закреплять умение детей
соотносить своё пение с показом
рук, добиваясь при этом
осмысленного, эстетичного,
выразительного и разнообразного
музыкального действия.
Использовать карточки для работы
руками по извлечению звука.
Закреплять умение детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную
отзывчивость.. Использовать

Музыкальный репертуар
1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2.
«Здравствуйте»
Картушина.
«Прогулка» М. Лазарев.
Проговаривание
текста
песен, попевок.
Знакомый репертуар.
«Только смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый репертуар.
«Любимый детский сад»
К.Костина
«В самый первый раз»
Н.Разуваевой.

различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно,
ласково, удивлённо и.т.д.
Повысить жизненный тонус,
настроение детей, эмоциональное
благополучие, уметь
раскрепощаться. Закреплять
вокальные навыки детей.
Совершенствовать вокальные
навыки:
1.
2.
3.

4.

5.
6.

Количество занятий – 8

Петь естественным звуком без
напряжения;
Чисто интонировать в удобном
диапазоне;
Петь а капелла, под
аккомпанемент, под
фонограмму;
Слышать и оценивать
правильное и неправильное
пение;
Самостоятельно попадать в
тонику;
Самостоятельно использовать
навыки исполнительского
мастерства, сценической
культуры.

Литература:
Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 232 с.
Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, - М.: ИП РАН, 2000.-96 с
Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Российское
педагогическое агентство, 1997. 312 с.
Белова Е.С.Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с.
Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.;
Воронеж, 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».