Администрация города УланУдэ
Комитет по образованию
муницип€
I JI ьное
бюдж етное дошколъное образовательное
учреж дение
Щетский сад Jф84 < < Снегурочкa> )
(присмотра и оздоровления)
Утверж даrо:
заведующий МБЩОУ
!етский сад
J\ Ъ84
< Снегуроrпсо>
ф{ .Е.кравчук
Рабочая
программа
по бурятскому
языку
l"u
составитель:
r{ итель бурятского языка
Шойж онимаева С.Щ.
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы Д.Д.Могоевой
«Сагаан дали»,Э.П Нанзатовой «Обучение детей бурятскому языку в
комплексе «детский садшкола»,УМК «Амар мэндэ-э» составители ГХ.Ц.Гунжитова, О.А.Дареева, Б.Д.Шожоева.
Рабочая
программа
составлена
и
апробирована
в
ДОУ
(круглосуточного и дневного пребывания, оздоровительного направления).
Актуальность изучения бурятского языка в условиях активного
возрождения языка и культуры этносов, развития национального
самосознания особенно актуально звучат проблемы развития двуязычия,
обучение детей дошкольного возраста бурятскому языку. Изучение
бурятского языка рассматривается как процесс межкультурного развития
нации, населяющих республику, процесс развития, взаимопонимания и
взаимоотношения народов проживающих на территории нашей республики
Бурятия.
Цель обучения:
-развитие
коммуникативной
компетенции
совокупности
еѐ
составляющих:
речевой, языковой, социокультурной, образовательной.
Речевая компетенция-развитие коммуникативных умений в 2-х
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании).
Языковая компетенция-овладение
новыми
языковыми средствами
(фонетическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами,
сферами и ситуациями общения, отобранными для детского сада, усвоение
знаний о языковых явлениях изучаемого языка; развитие способов
выражения мышления в родном и изучаемом языке;
Социо-культурная компетенция - приобщение дошкольников к
культуре, традициям и реалиям региона/ республики изучаемого бурятского
языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту,
интересам, психологическим особенностям детей дошкольного возраста.
Образовательная компетенция – дальнейшее развитие общих и
специальных образовательных умений; ознакомление с доступными
дошкольнику приемами и способами изучения языка и культуры.
Воспитательная цель: понимание важности изучения бурятского
языка в современном обществе и потребности использования им как
средством познания и социальной адаптации; воспитание качеств
гражданина, патриота: развитие системы нравственных, этических,
эстетических ценностей.
Развивающая цель: развитие дошкольника как личности: (языковые,
интеллектуальные, познавательные способности).
Образовательная цель:
Общее образование
Филологическое образование
Социокультурное образование
Валеологическая цель: создание благоприятной обстановки и
гигиенических условий в групповой комнате, где проходят занятия;
температура и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения,
наличие/ отсутствие
монотонных,
неприятных
звуков,
раздражителей и т.д.
Характеристика предмета
В последние годы идея художественно-нравственного воспитания
приобретает все большее значение и становится задачей государственной
важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому,
малой Родине.
Знакомство детей с малой Родиной, с региональными особенностями
республики Бурятия, традиционной народной культурой, природой,
формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать
патриотами своей Родины. Ведь яркие впечатления о малой Родине,
полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Язык является важнейшим средством общения, без которого
невозможно существование и развитие человеческого общества. Основное
назначение бурятского языка как иностранного состоит в формировании
коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять
иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Бурятский язык характеризуется:
многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение
различными языковыми средствами соотносящимися с аспектами языка:
лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой –умениями в 2-х
видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как
средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Владение бурятским языком способствует формированию личности еѐ
социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного,
полиязычного мира.
Бурятский язык способствует формированию культуры общения,
содействует общему развитию дошкольника.
Ведущие принципы обучения
Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач
образования, воспитания и общего развития ребенка. Принципы научности
обучения, связи обучения с жизнью, системности и последовательности
обучения: доступности обучения (содержания обучения).
Принципы наглядности обучения: сочетания различных методов, а
также средств обучения в зависимости от задач и средств обучения.
Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач,
содержания и методов обучения (Формы организации обучения).
Принцип создания необходимых условий для обучения (Условия для
обучения).
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов
обучения, воспитания, развития (Результат обучения).
Учёт возрастных и психологических особенностей детей
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие и т.д. Продолжает совершенствоваться
обобщение, что является основой словесно логического мышления. В
дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах
объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут
изменяться, однако начинают формироваться операции логического
сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при
группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму
(материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети
старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные
причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за
пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
достаточно оригинальные и последовательно разворачивающие истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
Продолжают
развиваться
устойчивость,
распределение,
переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность
речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь.
Начинать учиться языкам можно в любом возрасте, но лучше это
получается у детей. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным
периодом овладения языками (синзитивный период). В возрасте 3-7 лет у
детей наблюдается высокая восприимчивость к языкам, способности к
запоминанию и к имитации.
Условия реализации программы
Данная программа разработана на основе основной образовательной
программы МБДОУ, с учетом учебно-методического комплекса Начального
курса бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста «Амар
мэндэ-э», под редакцией Г-Х.Ц.Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д.Шожоевой,
учебно-методического пособия «Национально-культурные ценности Бурятии
в воспитании детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста»
под редакцией З.И.Пазниковой, С.А.Ступиной, Р.И.Карповой, «Сагаан дали»,
для дошкольного возраста, ТСО; магнитофон, аудиокассета, видеокассета,
использование проектора и компьютера.
Организация образовательного процесса
Методы обучения: объяснения, показ, организация тренировки,
организация применения и контроль.
Словесные методы- методы иллюстраций (плакаты, картинки,
таблицы) методы демонстраций (фильмы).
Практические методы- языковые, условно-речевые
и речевые
упражнения.
Игровые методы- подвижные, дидактические и т.д.
Используются
приемы
личностно-ориентированного
подхода,
ставящие в центр образовательной деятельности личность ребенка, учет его
способностей, возможностей и склонностей, предполагают особый акцент на
социокультурной
составляющей
иноязычной
коммуникативной
компетенции.
Также используется коммуникативный подход с целью овладения
детьми практических навыков в 2-х видах речевой деятельности: говорении,
аудировании.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация и конечный
результат
Рабочая программа реализуется в течение одного учебного года и
рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю). Связь программы с
инновационными разработками по данному направлению со смежными
дисциплинами.
Значительная роль в образовательном процессе по бурятскому языку
отводится его соотнесенности со следующими образовательными областями:
Социально-коммуникативное развитие направлено на воспитание у
детей чувства любви и привязанности к малой Родине, родному дому,
проявлением на этой основе ценностей идеалов, гуманных чувств,
нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам;
использование знаний о родном крае в игровой деятельности; воспитание
интереса и уважительного отношения к культуре и традициям Бурятии,
стремления сохранить национальные ценности.
Познавательное развитие предполагает приобщение детей к истории
родного края, формирование представлений о традиционной культуре через
ознакомление с природой.
Речевое развитие включает развитие речи, мышления, первичного
восприятия диалектной речи через знакомство с культурой Бурятии,
осуществление своего речевого и неречевого поведения в соответствии с
правилами общения и национально-культурными особенностями бурят,
формирование у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает приобщение
детей к музыкальному творчеству родного края, воспитание любви к родной
земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций
родного края, формирование практических умений по приобщению к
различным народным декоративно прикладным видам деятельности.
Физическое развитие включает развитие физической выносливости,
смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы народов Бурятии.
Эти межобразовательные связи носят взаимодействующий характер: с
одной стороны, знания, полученные по другим областям переносятся и
применяются в процессе обучения бурятскому языку, а с другой –
информация, полученная с помощью бурятского языка в ходе обучения,
обогащает и расширяет знания по другим областям.
Формы текущего и итогового контроля
В ходе реализации программы предусмотрено одна промежуточная и
одна итоговая диагностика.
Основное содержание
Дошкольника должны усвоить учебный материал, содержащий 72
занятия.
Предметное содержание речи
Знакомство. Наши игрушки. Цвет и счёт. Домашние животные. Дикие
животные.
Наши праздники. Моя семья. Одежда. Я и моё тело.
Речевые умения Говорение.
Диалогическая речь
В старшем дошкольном возрасте примерный объем диалогического
высказывания: 2 реплики, правильно оформленные в языковом и
интонационном отношении. Обучение ведению диалогов включает такие
речевые умения как:
Поздороваться, попрощаться;
Спросить имя, сколько лет;
Выразить благодарность;
Выразить согласие/отказ.
Монологическая речь
Развитие монологической речи в старшем дошкольном возрасте
предусматривает овладение следующими умениями:
Назвать возраст. Своѐ имя;
Кратко описать предмет, игрушку;
Объем
монологического
высказывания-2-3
фразы
по предложенной теме
раскрывающих
тему,
правильно
оформленных в языковом отношении. Аудирование
На данном этапе обучения формируется навыки и умения понимания
речи на слух; понимание на слух распоряжений и кратких сообщений
учителя и высказываний сверстников.
Цели обучения аудирования
Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте,
состоящем из 2-3 предложений;
Уметь использовать в процессе слушания компенсаторные стратегии
такие как:
а) умение догадываться о значении некоторых слов по контексту;
б) умение догадываться о значении слов по словообразовательным
элементам или по сходству звучания со словами родного языка;
в) умению «обходить» незнакомые слова, не мешающие пониманию
основного содержания текста.
Социокультурные знания и умения
Использование бурятского языка как средства социокультурного
развития дошкольника включает знакомство:
фамилиями и именами выдающихся людей республики Бурятия;
оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии,
прозы;
сказками и легендами;
с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой,
гимном, столицей г. Улан-Удэ);
с традициями проведения праздников Сагаалган, Сурхарбан.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков
бурятского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах.
Особое место в работе над артикуляцией звуков занимает постановка
правильного произношения дифтонгов, звуков отсутствующих в русском
алфавите (һ,өө,үү).
Лексическая сторона речи
Расширение объема лексического запаса слов включающих устойчивые
словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета. Часть
лексики усваивается двусторонне. Словарный запас составит примерно 200250 лексических единиц.
Грамматическая сторона речи
При обучении грамматической стороны речи выдерживается принцип
опоры на опыт ребенка в родном языке.
Знания, умения и навыки детей старшей дошкольной группы
За время обучения бурятскому языку дети приобретают:
Знания: 1. имен собственных;
имен сказочных, игровых (Барбаадай, Батан туулай, Тоохон тобшо);
названий одежды, части тела;
названия домашних (диких) животных;
определении цветов;
счѐт до 10;
детского фольклора (игры, песни, стихи);
название игрушек.
Умения:
употреблять слова речевого этикета в ситуациях общения (при встрече,
при прощании).
поздороваться и ответить на приветствие;
попрощаться и ответить на прощание;
представляться, назвав свое имя, возраст и запросить соответствующую
информацию о ком-либо.
описать животное (название, что оно умеет делать, какое оно).
описать предмет (название, принадлежность, качество) и запросить
соответствующую информацию о каком-либо предмете.
играть в бурятские игры;
-воспроизвести наизусть стихи и песни.
К концу учебного года у детей старшей группы должны быть
сформированы следующие коммуникативные умения и навыки:
понимание бурятской речи в рамках программной тематики;
понимание обращенных к ним просьб учителя и других детей, отвечать
на вопросы, выражать понимание с помощью реплик согласия (несогласия).
участвовать в элементарном этикетном диалоге (поприветствовать
кого-либо и попрощаться, назвать себя, возраст);
коротко рассказать о себе.
Учебно-методическая литература
Буряад хэлэнэй программа (Хүүгэдэй саадта аман хэлэлгэ хүгжүүлгэ)
Д.Д. Могоева, Буряадай номой хэблэл. 1988 он
Буряад хэлэн. Ород хэлэтэй хуугэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ программа.
С.Ц.Содномов. Ж.Ё.Раднаева.Улаан-Удэ «Бэлиг» 2003 он.
Программа по бурятскому языку для начальных классов
общеобразовательных школ с русским языком обучения. Э.П.Нанзатова,
С.Ц.Содномов, Ж.Д.Дамбаева.
Улан-Удэ «Бэлиг» 2003 г.
Обучение детей бурятскому языку в комплексе «детский сад-школа»
Э.П.
Нанзатова. Улаан-Удэ .1994 г.
Г-Х.Ц.Гунжитова, О.А.Дареева, Б.Д.Шожоева « Амар мэндэ-э» 2014 г.
«Барбаадай» Пособие для воспитателей (сост. Ц Д.Д. Дондокова)
г.Улан-Удэ;
1987г
Дуужэн-даажан сост.Д.Д.Могоева г.Улан-Удэ,1996 г
Методика развития речи детей. А.М.Бородич. «Просвещение», 1981 г.
Теория
и
практика обучения иностранным
языкам.
Н.Д.Гальскова,
З.Н.Никитенко. «Айрис пресс», Москва 2004 г.
Буряад эхин hургуулиин номуудые хэрэглэхэ тухай (методическа
заабаринууд). Д.Д.Очиров, Л.Б.Бадмаева г.Улан-Удэ.1990он.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию города Улан-Удэ
МБ ДОУ №84 «СНЕГУРОЧКА» (Присмотра и оздоровления)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)